Воспитание ответственности
Профессиональные наставники обладают нужными умениями и навыками. Лидер команды профессионалов, имеющий много обязанностей, всегда ищет идеи, благодаря которым можно развить талант и помогать учиться другим. Для этого надо научиться задавать нужные вопросы.
Когда, задавая вопрос, вы привлекаете внимание к дискомфорту или неверным движениям, их можно уменьшить или даже исключить. В результате, к примеру, получается более сильный удар в теннисе, подача мяча в гольфе, поворот в катании на лыжах, так как принимаются во внимание размеры и форма тела спортсмена. Задавая вопросы, тренер заостряет внимание спортсмена на его ответственности за принятое решение: за то, что надо сделать, а затем и за выполнение соответствующего действия. В основании этой концепции лежит простой факт, что мотивация не может быть навязана извне, это внутреннее состояние.
Когда требуется улучшить выполнение каких-то заданий, то за это несет ответственность спортсмен. То же самое относится и к деятельности фирмы. Наставник использует вопросы, чтобы заострить внимание на уровне имеющихся и желаемых знаний, умений и поведения. Вопросы можно задавать и для того, чтобы повысить ответственность исполнителя, когда он решает, какие действия из возможных вариантов надо предпринять и как их реализовать.
Идея в том, что самоанализ и помощь наставника быстро приводят к осознанию собственных возможностей и принятию ответственности за личное развитие. Это достигается легче, чем когда обучающемуся говорят, что и как надо делать.
В общем, вопросы должны соответствовать интересам и ходу мыслей обучающегося. Это помогает воспитывать у него чувство ответственности. Если за пределами внимания остается какой-то важный аспект, то наставник при помощи вопросов может заострить на нем внимание. Разумеется, что задавая вопросы и нужно слушать на них ответы. К сожалению, об этом надо говорить, потому что некоторые, задав вопрос, не слушают ответа, а просто ждут, чтобы задать следующий.