Функции менеджмента

Согласно научной теории менеджеры выполняют пять основных функций управления: планирование, организация, руководство, координация и контроль. Со временем число этих функций сократилось до четырех: планирование, организация, руководство, контроль. Разберем что означает каждая из этих функций управления.

Поскольку организации существуют для того, чтобы достичь поставленных целей, то очень важно определить не только саму цель, но и способы ее достижения. Функция планирования включает определение целей, выбор стратегии для их достижения, а также составление планов по осуществлению и координации разных видов деятельности.

Менеджеры отвечают также за определение и формирование структуры компании. Эта функция называется организацией. Она включает в себя определение заданий, которые нужно выполнить,
назначение служащих, создание структуры отчетности и того, на каком уровне будут приниматься решения.

Как известно, каждая компания объединяет персонал, и про этом управленческая работа предполагает определение и координирование отдельных видов его деятельности. В этом состоит
функция руководства. Когда менеджеры мотивируют деятельность подчиненных, направляют действия других людей, выбирают наиболее эффективные каналы взаимосвязи и решаю конфликты
среди работников, они руководят.

И еще одна функция, которую выполняют менеджеры, состоит в контроле. Даже после того, как перечень целей обозначен, планы разработаны, выбрана и создана структур компании, нанят и обучен персонал, требуется дополнительное внимание для того , чтобы поддерживать эффективность процессов. Чтобы добиться поставленных целей, менеджеры должны контролировать качество выполнения работ. При этот фактическое качество работы нужно сравнивать с поставленными целями. В случае обнаружения любых существенный отклонений именно управленческий персонал обязан вернуть процесс в нужное русло. Такую процедуру отслеживания, сравнения и исправления недопустимых ситуаций и называют функцией контроля.

В действительности суть процесса управления значительно сложнее, чем может показаться, из рассмотренного ранее описания управленческих функций. Значительно удобнее рассматривать
набору функций управленческого персонала с точки зрения процесса. Процесс управления включает комплекс текущих решений и разных видов деятельности, которыми занимаются
менеджеры. Они планируют, организуют, руководят и выполняют контроль. Это означает, что при выполнении менеджерами своей работы, деятельность, которой они занимаются, носит постоянный,
продолжающийся характер, то есть является процессом. При управлении менеджер часто занимается работой, которая частично состоит в планировании, организации, управлении, контроле.
Бывает также, что эти функции выполняются в другом порядке.

Подход к рассмотрению работы менеджеров с точки зрения функций и процесса остаются очень популярными, потому что характеризуется простотой и четкостью. Используя рассмотренные
ранее определения можно сказать, что менеджеры планируют, организуют, руководят и выполняют контроль за деятельностью организации непрерывно принимая решения и занимая определенными видами деятельности. Но для того самого достоверного описания работы менеджеров, лучше основываться на ролевых установках, которые они выполняют в процессе своей деятельности.

Термин ролевые установки управленческого персонала означает разнообразные категории поведения менеджеров. Исследователями менеджмента было выделено три основных типа ролевых установок.
К ним относятся: межличностные, информационные, установки связанные с принятием решений.

Межличностные ролевые установки

В основном от менеджеров требуется исполнять обязанности, которые связаны с работой с людьми, это могут быть как их подчиненные, так люди вне организации. Здесь используется межличностные ролевые
установки. Когда декан факультета вручает дипломы или заведующий производства подвит экскурсию на заводу, они играют роль номинально, формального главы. Очень часто менеджеры исполняют роль
руководителя. Эта ролевая установка предполагает наем, обучение, мотивация служащих и контроль за их дисциплиной. Также этот тип включает роль связующего звена. То есть менеджер вступает в связи с внешними объектами, которые снабжают его информацией. Эти источники могут существовать в пределах организации, и вне ее. Так, коммерческий менеджер, получающий информацию от отдела персонала своей же компании, формирует внутренние связи. Когда же он совещается с представителями других компаний, он осуществляет налаживание внешних связей.

Информационные ролевые установки

Менеджеры работают с информацией, а именно с ее получением, сбором и распространение. Для получения внешней информации они читают прессу общаются с другими людьми, для изучения вкусов потребителей, планов конкурентов и других факторов. В этом состоит роль наблюдателя. Также, менеджеры выступают проводниками информации по отношению к другим членам организации, выполняя при этот роль распространителя. В случае представления совей организации посторонним менеджер выполняет роль представителя.

Ролевые установки относящиеся к принятию решений

Менеджеры могут выполнять роль предпринимателей, которые начинают новые проекты, способные улучшить ряд показателей работы их компании. Как ответственные за отсутствие свое в работе,
менеджеры предпринимающие корректирующие действия в ответ на непредвиденные обстоятельства. Выполняют роль распределителя ресурсов, менеджеры отвечают за распределение трудовых, физических и денежных средств. И кроме этого, менеджеры исполняют роль участника переговор, когда обсуждают нюансы сделок, для получения преимуществ для своих организаций.