Стратегический менеджмент
Процесс стратегического менеджмента охватывает такие три основных вида деятельности, как стратегическое планирование, выполнение стратегии и оценка результатов. Этапы стратегического менеджмента представлены ниже:
- Установить миссию, цель и стратегию
- Проанализировать внешнюю обстановку
- Рассмотреть возможности и угрозы
- Сделать анализ ресурсов организации
- Определить сильные и слабые стороны
- Сформулировать стратегии
- Реализовать стратегии
- Оценить результаты реализации выбранной стратегии
Определение текущей миссии, целей и стратегий организации
Миссия организации определяет ее главную цель. Для того, чтобы сформулировать миссию организации, менеджера нужно предельно точно оценить масштабы производства и предлагаемых услуг. Для некоммерческих организаций определить основную цель и причину создания столь же важно, как для коммерческих. Кроме этого менеджеры должны уметь определять набор текущих целей, основных задач и стратегии организации. Именно они составляют основу планирования. Они позволяют определить измеряемые, показатели производительность, которых стремится достичь работники. Знание текущих целей позволяет менеджерам принять решение о целесообразности их изменений.
Анализ внешней среды
Успешной стратегии будет только та, которая точно учитывает внешние условия. Анализ внешней среды должны делать менеджер каждой фирмы. Например, они должны знать, чем занимаются их конкуренты, как новые законы могут воздействовать на из компанию и какие трудовые ресурсы имеются в регионах где они работают. Этот этап стратегического менеджмента завершается тогда, когда руководство фирмы знает о важных тенденциях, которые могут оказать воздействие на ее дальнейшую работу.
Рассмотрение благоприятных возможностей и угроз
После анализа обстановки руководство должно ценить, какие благоприятные возможности открываются перед организации и какие могут существовать угрозы. Благоприятные возможности, это положительные факторы внешней среды, угрозы это отрицательные факторы.
Нужно сказать, что одна внешняя среда может оказаться источником благоприятных возможностей для одной фирмы и угроз для другой. Это часто связано с тем, что они по разному управляют своими ресурсами.
Анализ ресурсов организации
После изучения внешней среды следует перейти к анализу внутренней. Например, выяснить, какими способностями и навыками обладают работники компании, какими ресурсами она располагает, каковы объемы движения денежных средств в организации, как потребили воспринимать организацию и как оценивает качество товаров и услуг. Анализ внутренней ситуации дает важную информацию о сильных сторона организации, квалификации работников и видах деятельности. Когда некоторые ресурсы и навыки являются исключительными, то они называются ключевыми компетенциями организации. Сюда входят главные, создающие стоимость, навыки и ресурсы организации, которые и определяют ее конкурентоспособность.
Определение сильных и слабых сторон
Действия, которые выполняются на этом этапе, направлены на получение ясной и четко оценки внутренних ресурс организации. Кроме этого здесь оцениваются возможности выполнения основных функций, маркетинг, производство, научные исследования, бухгалтерия, информационные системы, управления персоналом и другие. Виды деятельности, которые организации выполняет хорошо и имеющие ресурсы называются сильными сторонами. К слабым сторонам относятся виды деятельности, в которых организация не преуспевает и ресурсы, в которых есть потребность, но их нет распоряжении. Понимание культуры организации, это основной момент стратегического менеджмента, которых недооцениваться. При сильной организационной культуре основная часть работникам имеют четкое представление, чем занимается их компания. Благодаря этой явности менеджерам легко предать новым работника, что составляет конкурентное преимущество организации, которое выгодно выделяет на фоне других. Часто процесс определения внутренних ресурсов и благоприятных возможностей организации называют SWOT-анализом, так как он изучает сильные Strengths, слабые Weaknesses стороны, а также благоприятные возможности Opportunities и угрозы Threats, это позволяет уточнить стратегическую нишу, которой может воспользоваться организация. SWOT-анализ также используется менеджерами для переоценки текущей миссии и целей.
Формулирование стратегий
На этом этапе менеджеры должны оценить возможные стратегические варианты, а затем бывать согласованные между собой стратегии для разных уровней, которые дадут возможность извлечь наибольшую выгоду из ее сильных и сторон и возможностей, предоставляемых ситуацией и внешней средой.
Реализация стратегий
Стратегия хороша только при ее эффективном использовании. Способность менеджеров высшего звена руководить, это важный компонент успешной стратегии. Не менее важным моментом является и заинтересованность менеджеров среднего и оперативного звена, которые выполняют конкретные планы, разработанные менеджерами высшего звена.
Оценка результатов
Завершающий этап стратегического менеджмента, предполагает оценку результатов выбранной стратегии. Также проводиться анализ эффективности стратегии и рассматривается потребности в дополнительных корректировках.
Исследования стратегического планирования и менеджмента позволяют сделать выводы о том, что компании с четко организованными системы стратегического планирования обычно получают больше прибыль, чем компании не использующие этот инструмент в управленческой деятельности.