Бюджет

Бюджет представляет собой план распределения ресурсов по конкретным отдельным направлениям деятельности в числовом выражении. Менеджеры обычно составляют бюджеты доходов, расходов и крупных затрат капитала, например, на приобретение станков и оборудования. Также бюджет используется для повышения эффективности расхода времени, использования производственных мощностей и распределения материальных ресурсов.

Главная причина популярности бюджетов, состоит в том, что их можно использовать для планирования работы разнообразных отделов и подразделений внутри организации. Бюджеты являются единым инструментом планирования, в составлении которого принимают участие большинство менеджеров организации, независимо от того, на каком уровне организационной структуры они работают. Бюджеты могут составляться для разных сфер деятельности и подразделений, но среди них выделят два главных типа, это бюджеты доходов и бюджеты расходов.

Бюджет расходов

Представляет собой особый тип прогнозирования будущих доходов организации. В нем прогнозируются, например, будущие объемы продаж. Предположим, что организация была бы уверена в том, что продаст полный объем того, что произвела, в таком случае бюджет доходов был бы очень точным. Для его составления менеджеру достаточно было бы просто умножить продажную цену каждого вида выпускаемой продукции на количество, которое фирма способна произвести. Но такие ситуации в действительности крайне редки. При составлении бюджетов менеджерам приходится учитывать действия конкурентов, эффективность работы торгового персонала и другие важные факторы и с учетом этих факторов оценить будущие объемы продаж. Кроме того, бюджет доходов основывается на показателях спроса на одну и ту же продукцию, продающуюся по разным ценам. Менеджеры должны выбрать приемлемую продажную цену. Только после этого показатель объема умножается на продажную цену каждого вида продукции и составляется бюджет доходов.

Бюджет расходов

Тогда как бюджеты доходов представляют собой инструмент планирования деятельности в сфере маркетинга и сбыта, бюджет расходов используется в самых разных подразделениях как коммерческих, так и некоммерческих организаций. В бюджетах расходов перечисляют основные виды деятельности, которой занимается организация, а также суммы денег, выделяемые на каждую из них. Низкие расходы, когда они сопровождаются высоким качеством продукции, способствуют повышению эффективности работы организации. В периоды напряженной конкуренции и экономического спада менеджеры стараются урезать бюджет расходов организации и тем самым уменьшить экономическую неэффективность. Поскольку расходы фирмы по разному зависят от объемов выпускаемой продукции, при снижении спроса на нее они сокращаются с разной скоростью. Особое внимание при составлении бюджетов расходов уделяется менеджерами постоянным издержкам, то есть тем которые остаются неизменными независимо от объема производства. Что касается переменных издержек, то по мере снижения уровня производства они уменьшаются соответственно.

Бюджет показывающий прибыль

Организационные единицы, доходы которых легко подсчитать, нередко называют центрами где формируется прибыль и для планирования и контроля их деятельности используются бюджеты показывающие прибыль. В бюджетах этого типа объединяются бюджеты доходов и расходов. Они обычно используются в крупных организациях, имеющих множество производственных объектов и подразделений.

Наличний бюджет

Это прогноз относительно того, какой объем денежной наличности получит организация и сколько денег ей понадобится, для оплаты расходов. Использование бюджета этого типа позволяет выявить потенциальный недостаток денежной наличности и также ее избыток.

Бюджет капитальных затрат

Капиталовложения в имущество, здания и основное оборудование называют капитальными затратами. Обычно они весьма существенны по размеру и делаются на длительный срок. Именно это оправдывает расходы на составление бюджетов капитальных затрат по отдельным направлениям. Благодаря таким бюджетам менеджеры могут прогнозировать будущие потребности организации относительно капитала, следить за важными инвестициями и обеспечивать достаточное количество денег для покрытия этих расходов.