Система управления

Существует еще один взгляд на деятельность управленческого персонала, с точки зрения систем управления. Система это набор взаимосвязанных и взаимозависимых элементов,
организованный в единое целое. Cогласно этому определению, системой являются общество, автомобиль, животные, организм человека и другие объекты.

Выделяют два основных типа систем, закрытые и открытие. Закрытые системы не подвергаются воздействию среды, в которой они существуют, и не взаимодействуют с ней.
Открытие системы, предполагают активное взаимодействие с внешними объектами.

В современной экономике, называя организации системами, часто подразумевают открытые системы. Входящими ресурсами фирмы являются сырье, труд персонала, капитал, технология, информация. В процессе преобразования эти ресурсы превращаются в готовые товары и услуги под воздействием управленческой деятельности и применения технологий и методов работы, применяемых в конкретной организации. Выход включает товары и услуги, финансовые результаты деятельности фирмы, информацию, а также человеческий фактор, то есть удовлетворенность работой и производительность труда. Кроме того, окончательный результат работы системы зависит от степени эффективности ее взаимодействия со средой ее функционирования, то есть с теми группами и учреждениями от который они зависит. К ним относят поставщиков, финансовые учреждения, правительственные органы и клиентов. В результате сбыта продукции коммерческая фирма получает доход, которые идет на отплату труда и налогов, приобретение новых ресурсов, выплату по займам и также формирует прибыль для владельцев компании.

Часто специалисты представляют организацию как совокупность взаимозависимых факторов: отдельных работников, групп, отношений, стимулов, формальной структуры, взаимодействий, целей, состояний и полномочий. С этой точки зрения задача менеджера состоит в обеспечении взаимодействия взаимозависимых частей организации для достижения поставленных целей. То есть управляющий в организационной системе координирует и объединяет деятельность разных подразделений организации. На практике это означает, что менеджер, работающий на низовом техническом уровне управления, координирует и объединяет часть организационной системы, которая ограничена одной или несколькими конкретными сферами. С другой стороны, менеджер высшего уровня, уже отвечает за значительно большую часть организационной системы, которая охватывает очень многие сферы организации. Менеджер среднего звена отвечает за координирование рабочей деятельности тех частей системы, которые находятся посередине организационной структуры.

Рассмотрение деятельности менеджера с точки зрения системы подразумевает, что принимаемые им решения и действия в одной организационной сфере обязательно затрагивают другие и наоборот, это называется свойством взаимозависимости систем.

Подход к организации с точки зрения открытых систем означает, что компании не являются самодостаточными. Именно из окружающей среды они получают нужные им ресурсы, и кроме того, среда поглощает вырабатываемые ими продукты и услуги. Таким образом, важным элементом деятельности управленческого персонала будет способность оценить степень воздействия на организацию внешних факторов.

Системный подход не дает конкретного описания деятельности менеджеров, но при этом он позволяет лучше понять этот вопрос. Кроме того, при рассмотрении деятельности управленческого персонала в качестве звена, связывающего предприятие и внешние объекты, значительно возрастает восприимчивость организации к основным составляющим внешней среды: клиентам, поставщикам, правительственным органам и обществу в целом, в котором она осуществляет свою деятельность.