Кривая обучения
Компании совершенствуют свои навыки изготовления продукции по мере наращивания объемов производства, поскольку опыт в сфере производства и сбыта товаров предоставляет информацию о том, как сделать деятельностъ в этих сферах более эффективной. Концепция, получившая название кривой обучения, означает, что опыт предоставляет фирмам определенные преимущества. Фирмы, обладающие большим опытом в сфере производства и сбыта продукции, зачастую могут производить и прод i-вать продукцию эффективнее своих конкурентов. Либо они могут оснащать свою продукцию такими характеристиками, которые конкуренты не могут воспроизвести.
Кривая обучения представляет собой метод, позволяющий фирмам получить прибыль от выведения на рынок новых товаров и услуг. Руководствуясь своим опытом в сфере производства товаров, компании, реализующие продукцию в течение длительного времени, зачастую могут использовать более эффективные методы производства и оснастить свою продукцию большим количеством характеристик, чем компании, впервые предлагающие товар.
Тот факт, что кривая обучения способствует получению прибыли от выпуска новых товаров или услуг, позволяет предпринимателям, работающим в сфере технологий, сделать два вывода. Кривая обучения - это неединственный механизм, позволяющий получить прибыль от реализавд и новой продукции на этапе организации вашей фирмы. Преимущества кривой обучения, согласно определению, связаны с опытом. Таким образом, на начальном этапе деятельности вашего предприятия вы не можете использовать преимущества, которые предполагает кривая обучения, в конкурентной борьбе с фирмами, организованными одновременно с вашей. При этом фирмы, начавшие свою работу раньше вас, окажутся в более выгодном положении.
Преимущества кривой обучения в значительной степени зависят от права собственности на определенные знания. Некоторыми преимуществами могут воспользоваться другие компании в отрасли, даже если они находятся на более низком этапе кривой обучения. Это означает, что преимущества, доступные вам на определенном этапе кривой обучения, могут не принести выгоду.
Возможно, преимущества, связанные с опытом, сведения о котором становятся доступными другим фирмам, не позволяют фирмам занять более выгодную позицию на кривой обучения. В таком случае какие средства позволяют закрепить права собственности на кривую обучения и препятствовать утечке информации? Одним из них являются скрытые знания. Если вы не производите продукцию, вам намного сложнее будет получить скрытые сведения, чем кодифицированные, поскольку кодифицированную информацию можно извлечь из документации, а скрытые знания можно обрести только в процессе работы.
В этом состоит одна из причин, объясняющих, почему преимущества, связанные с кривой обучения, являются одним из механизмов получения прибыли от выпуска новых товаров в сфере самолетостроения.
Инженеры в аэрокосмической отрасли владеют большим количеством скрытых знаний, доступных только тем компаниям, в которых работают эти инженеры. Кривая обучения в аэрокосмической отрасли оказывает сильное влияние, чем в биотехнологической, где большее количество информации кодифицировано и может быть получено благодаря чтению статей и описаний патентов на изобретения, принадлежащих фирмам, работающим в данной отрасли. В последнем случае кривая обучения предполагает меньшую степень права собственности и, следовательно, является менее эффективным механизмом получения прибыль от инноваций.