Условия спроса

Еще один важный фактор, это условия спроса, характеризует сущность потребительских предпочтений. Например, покупателей, желающих приобрести компьютер последнего поколения, больше, чем людей, нуждающихся в устройстве для забивания гвоздей в стену. Важно, чтобы предприниматели понимали три аспекта, связанных с условиями спроса в своей отрасли промышленности: объемы покупательского спроса на товары или услуги, темпы роста спроса и неоднородность спроса з различных покупательских сегментах.

Эти аспекты, относящиеся к условиям спроса, важны для предпринимателей, поскольку они оказывают влияние на деятельность новых фирм. Объемы покупательского спроса положительно сказываются на деятельности новых фирм, благодаря чему они начинают лучше работать на крупных рынках. Новым фирмам приходится нести фиксированные расходы на организацию и производство товара, чтобы удовлетворить имеющийся в данной отрасли спрос. В результате средние расходы такой фирмы на удовлетворение спроса ниже на более крупных рынках по сравнению с мелкими. Так как солидные фирмы уже понесли фиксированные расходы на организацию, они могут удовлетворять спрос по маргинальной стоимости, которая ниже средней стоимости товара.

Разница в расходах, которые несут новые и зрелые фирмы, меньше на более крупных рынках по сравнению с мелкими, поэтому для новых компаний крупные рынки предпочтительнее мелких.

Многие предприниматели, идущие на риск, понимают эти доводы, поэтому часто поддерживают те вновь организованные фирмы, которые стремятся выйти на крупные рынки.

Кроме того, новые фирмы эффективнее работают на быстрорастущих, а не на медленнорастущих рынках. Потому что чем быстрее развивается рынок, тем меньше новой фирме приходится обслуживать клиентов конкурирующих фирм. Обслуживание новых клиентов, а не клиентов конкурирующих фирм является преимуществом, поскольку солидные компании с большим усердием отстаивают старых клиентов, чем сражаются за новых покупателей. Благодаря этому в быстроразвивающихся отраслях промышленности новые фирмы сталкиваются с менее высоким уровнем конкуренции.

Наконец, степень сегментации рынка определяет, насколько благоприятной будет отрасль для новых фирм. Сегментация рынка связана со степенью потребности в различных характеристиках товаров или услуг, которую испытывает база клиентов в данной отрасли промышленности. В некоторых отраслях комбинации предпочтений клиентов существенно отличаются от тех, что возникают в других отраслях. Таким образом, сегментация одних рынков выше, чем других. Показательный пример отрасли с высокой сегментацией - легкая промышленность. Здесь различия существуют не только между мужской, женской и детской модой. Еще в большей степени товары могут отличаться в зависимости от качества, цвета и других предпочтений. Наоборот, в сфере очистки воды сегментация невысока, и предпочтения потребителей по отношению к характеристикам очищенной воды отличаются незначительно.

Новые фирмы пользуются преимуществом на сегментированных рынках. Учитывая, что размеры большинства вновь организованных фирм невелики, они не могут обслуживать весь рынок сразу после возникновения. Сегментированные рынки предоставляют новым фирмам возможность выйти вначале с небольшими объемами производства и обслуживать рыночные ниши, где спрос пока недостаточно удовлетворен. Обычно новые фирмы, выходящие на рынок подобным образом, в меньшей степени конкурируют с солидными фирмами. Так как последние сосредоточивают внимание на своих ключевых клиентах, они часто агрессивно встречают новые компании, выходящие на несегментированные рынки. Наоборот, когда новые фирмы занимают рыночные ниши, спрос в которых недостаточно удовлетворен, солидные фирмы не воспринимают их появление как атаку на свою клиентскую базу и более благожелательно относятся к новичкам.