Управление неопределенностью

Зачастую используют два инструмента, позволяющих справиться с риском и неопределенностью это возможные варианты и оценка сценариев. Возможные варианты представляют собой не обязательства, а права на дальнейшее вложение инвестиций.

Анализ сценариев это предоставление инвестиций в зависимости от различных факторов, оказывающих решающее
влияние на данные инвестиции. Вам следует использовать эти инструменты для решения проблемы неопределенности, связанной с деятельностью вашей фирмы, поскольку они помогут вам принять взвешенное решение относительно вашего нового предприятия, в отличие от ситуации, когда вы не используете такие инструменты.

Данные инструменты помогают избавиться от большинства неблагоприятных факторов, связанных с традиционным расчетом окупаемости капиталовложений по дисконтированным затратам на основании данных о чистой приведенной стоимости. Стандартные расчеты чистой приведенной стоимости не учитывают фактор неопределенности. Поскольку расчеты чистой приведенной стоимости основываются на точечной оценке, они не принимают во внимание широкий ряд возможностей. Таким образом, при использовании расчета чистой приведенной стоимости от каждого пользователя требуется заменить факторы неопределенности точечными оценками. Следовательно, возможные варианты и анализ сценариев помогают предпринимателям принимать более взвешенные решения в условиях неопределенности.

Точность расчетов чистой приведенной стоимости также во многом зависит от верности предположений, которые сложно проанализировать в тот момент, когда обычно проводятся расчеты. Например, для проведения этих расчетов нужно безошибочно оценить окончательную сумму инвестиций, а это трудно сделать в то время, когда ситуация еще не прояснилась. В конечном счете вы не знаете, можно ли заменить продукт, который планируете производить, существует ли рынок сбыта этого продукта, можете ли вы выдержать конкуренцию с другими фирмами. Поэтому сложно понять, как вам следует оценивать окончательную сумму инвестиций в предприятие по выпуску данной продукции.

Подобным образом для проведения расчетов надо оценить временной промежуток, необходимый для разработки товара или услуги. Часто такие предположения являются неточными до тех пор, пока
предприниматель не начинает производство нового товара или услуги. В большинстве случаев люди просто не знают, сколько времени им придется потратить на организацию новой фирмы или выпуск
нового товара. Довольно сложно выполнить требование об обязательной оценке промежутка времени. Если временной промежуток окажется слишком коротким, увеличится сумма, полученная в результате
расчета чистой приведенной стоимости, и вы решите, что инвестиции будут более эффективными, чем на самом деле. Наоборот, если выяснится, что временной промежуток будет слишком длинным, сумма, полученная в результате расчета чистой приведенной стоимости, уменьшится, то вы придете к выводу, что инвестиции будут менее эффективными, чем в реальности.

Также сложно произвести расчет чистой приведенной стоимости при оценке возможностей, открывающихся перед новым предприятием, поскольку невозможно учесть многие важные факторы, влияющие на принятие решений относительно этих возможностей. Например, нельзя учесть такую нефинансовую информацию, как реакция конкурентов. Также не удается принять во внимание информацию о стратегических взаимоотношениях между разными элементами деятельности фирмы или об обучении в процессе инновационной деятельности, хотя оба эти фактора играют основополагающую роль при оценке возможностей
новых предприятий.

Расчет окупаемости капиталовложений по дисконтированным затратам на основании данных о чистой приведенной стоимости не позволяет ис следовать положение вещей на каждом последующем этапе.
В такой ситуации у новых технологических компаний возникают проблемы, поскольк) они часто не могут получить информацию о более поздних стадиях, прежде чем не пройдут ранние стадии.

Например, невозможно оценить объемы рынка спроса для нового лекарства, не определив, эффективно ли лекарство при лечении людей или животных. Поэтому, чтобы оценить рынок сбыта для нового лекарства, необходимо сначала провести технические разработки. Расчет окупаемости капиталовложений по дисконтированным затратам на основании данных о чистой приведенной стоимости не дает возможности сделать последовательную оценку. И предпринимателям приходится осуществлять оценку на основании предположений относительно тех факторов, которые в действительности неизвестны. Следовательно, такие оценки оказываются лишь необоснованными догадками.

Учитывая проблемы, возникающие в связи с расчетом окупаемости капиталовложений по дисконтированным затратам на основании данных о чистой приведенной стоимости, можно прийти к выводу, что наилучшим подходом к принятию решений относительно новых предприятий является рассмотрение возможных вариантов. Необходимо разбить деятельность нового предприятия на несколько стадий и проанализировать, какую пользу принесут инвестиции на одной стадии, с учетом потенциальной возможности в будущем вложить средства на другой стадии. Тогда вы сможете принять более взвешенное решение относительно того, что нужно сделать, чтобы оценить открывающуюся возможность в сфере коммерческой деятельности.

При оценке возможностей новых предприятий потенциальные варианты оказываются более эффективными, чем расчет чистой приведенной стоимости. Одним из объяснений такой ситуации служит тот факт, что технологии развиваются в соответствии с эволюционной моделью, основывающейся на многоуровневой оценке. Например, при стандартном сценарии развития технологии исследования позволяют открыть новую технологию, в результате чего возникает потребность в разработке продукции. На следующей стадии надо организовать производство, что впоследствии ведет к потребности в маркетинге. Поскольку на каждой стадии существует несколько неизвестных факторов и информацию о них можно получить только в том случае, если предприятие пройдет предыдущие стадии, вы не можете оценить все шаги одновременно. Наоборот, результаты предыдущей стадии можно оценить только в процессе реализации последующей.

Наоборот, вы принимаете в расчет только сведения о наиболее благоприятных результатах на каждой стадии, а затем решаете, как действовать в дальнейшем. В таком случае анализ вариантов может
показать, что вы не добьетесь дальнейших успехов в работе над проектом. Хотя в другом случае это было бы возможно. Существует еще одна причина, объясняющая, какую пользу приносит предпринимателям анализ возможных вариантов. Она заключается в том что возможные варианты помогают предпринимателям обеспечить гибкость в работе и избежать расходования значительных средств на развитие рынка, который не позволит эффективно реализовать новый продукт.

Еще одним финансовым инструментом, позволяющим принять решение в ситуации неопределенности, в которой оказывается новое предприятие, является анализ сценариев. Данный анализ содействует принятию решения, поскольку позволяет воссоздать ситуации, основанные на различных предположениях относительно ключевых переменных. Таким образом, вы можете взглянуть на разные аспекты своей коммерческой деятельности и определить, какие факторы могут привести к нежелательным последствиям, а какие к благоприятным.

Анализ сценариев особенно полезен потому, что будущее нового технологического предприятия еще не определено и его невозможно предсказать на основании точечных оценок. Чтобы принять взвешенное решение, вам необходимо определить все ситуации, которые могут возникнуть, а не упрощать положение вещей, используя приблизительные данные точечных исследований. Поскольку каждый сценарий предоставляет информацию о возможных последствиях, основанную на различных предположениях, благодаря анализу сценариев вам не придется полагаться на приблизительные упрощенные данные точечной оценки.

Кроме того, принятию взвешенного решения содействует определение тех ключевых предположений, которые позволяют получить результаты. Изучив сценарии, вы можете определить, какие переменные
данные претерпевают наиболее значительные изменения в результате замены ключевых предположений и какие факторы варьируются в ответ на изменение других факторов. Данная информация поможет вам составить планы, позволяющие снизить шансы на развитие неблагоприятных последствий и увеличить вероятность получения благоприятных результатов.

Следует отметить еще один важный момент, касающийся анализа сценариев и возможных вариантов. Успешным предпринимателям известно, что эти инструменты представляют собой взаимно дополняющие средства, а не заменяют друг друга. Поэтому часто используются оба анализа при принятии решения относительно нового предприятия. Если не существует полной информации о вероятных альтернативах, анализ вариантов позволяет по прошествии некоторого времени оценить возможные ситуации. А анализ сценариев помогает принять решение о различных альтернативах в конкретный момент времени.