Умение слушать
Действительное умение выслушать это основа профессиональных отношений между сотрудинком и покуптелем. Часто профессионалы, говорят, что очень хорошо умеют слушать, это позволяет эффективно выполнять работу.
Так как общение это двусторонний процесс, лидер должен уметь слушать очень хорошо. Эффективное слушание включает умение слышать, что говорит собеседник, понимать суть и значение сказанного, давать понять собеседнику, что его высказывание понятно.
От умения слушать зависят установление взаимопонимания, эффективных долговременных отношений и плодотворной совместной работы. Это настолько важная часть лидерства, что мы остановимся на ней подробнее. Вы можете просто и быстро проверить свое умение слушать, ответив па следующие вопросы.
Когда вы слушаете своих коллег, вы часто:
- Думаете о том, что следующее вы хотите сказать, вместо того, о чем говорит ваш собеседник?
- Понимаете, что думаете о чем-то другом, поэтому не улавливаете то, о чем идет речь?
- Проявляете нетерпение, ожидая, чтобы собеседник закончил?
- Прерываете?
- Больше говорите, чем слушаете?
- Неверно интерпретируете сказанное, потому что слышите то, что хочется услышать?
- Предлагаете решения собеседнику, прежде чем он полностью объяснит проблему?
- Показываете, что вам скучно?
Часто персонал так себя и ведет время от времени. Это можно простить. Когда же на какой-то из этих вопросов можно ответить утвердительно, что часто соответствует действительности, значит нужно заняться улучшением умения слушать.
Умение хорошо слушать ценное качество во всех сферах жизни. Оно укрепляет взаимоотношения в семьях, дружбу и социальные группы, а также фирмы. Оно является решающим фактором и для профессиональной работы. Люди любят высказывать свои мысли по поводу того, что происходит, как и почему это происходит. Если они услышат неправильно или поймут, что руководство их не слышит, от этого могут пострадать как взаимоотношения, так и вы иол ней не работы.
Некоторые профессионалы, особенно те, которые мыслят и принимают решения, руководствуясь логикой, кажутся отвлеченными. Они не любят проявлять свои эмоции. Иногда они приходят в бешенство но поводу того, как выполняются задания, или но поводу взаимоотношений в команде или в фирме. В результате от этого может страдать качество их работы. Лидер, который действительно слушает и способен попять глубоко спрятанные чувства по поводу проблем, замечаний и озабоченности членов команды, может помочь, если знает три постулата. Первый: людям становится легче, когда они высказываются. Второй: высказанные вслух вопросы легче решать. Третий: между двумя людьми, слушающим и говорящим. устанавливаются доверительные отношения.
Приводим некоторые советы, как нужно слушать:
- Слушайте с полным вниманием, не допускайте, чтобы дискуссия прервалась. Создайте условия для высказывания вашего собеседника. Проявите заинтересованность и покажите ему, что вы следите за тем. что он говорит.
- Задавайте наводящие вопросы пусть собеседник рассказывает все в деталях. Вопросы могут быть открытыми и закрытыми. Открытые вопросы начинаются со слов "кто", "почему", "что", "когда", "где" и "как". Они предполагают получение информации. Помогают людям высказать свое мнение и настроение. Па них нельзя ответить простыми словами "да" или "нет". Например, "Какие улучшения в базе данных наших клиентов помогли бы в вашей работе?". Осторожно употребляйте слово "почему". Оно может привести к тому, что отвечающий начнет защищаться. Закрытые вопросы, которые начинаются с глаголов, используются для получения более точных ответов, например: "Будут ли цепными для выработки решений некоторые дополнения к базе данных наших клиентов?". Очень помогают также вопросы, которые служат для получения разъяснения, например: "Не можете ли вы обрисовать мне полный фон этого явления?" или "Не объясните ли мне последний пункт более детально?". Вопросы очень помогают узнать больше информации, они также показывают, что мы внимательно слушаем.
- Подводите итоги, кратко пересказывая услышанное своими словами. Это показывает, что вы слушаете и понимаете, о чем идет речь. К тому же позволяет вам проверит», правильно ли вы поняли основную идею сказанного.
- Проверяйте, правильно ли вы понимаете, о чем идет речь, попросив собеседника подтвердить, что вы поняли сказанное им. Скажите, что вы не совсем поняли тот или иной аргумент, если такое имело место, и попросите разъяснить его. Это не признание в собственной глупости. Это помогает пониманию и показывает собеседнику, что вы внимательно слушаете.
- Не относитесь с предубеждением к собеседнику, будьте откровенны с ним и старайтесь не интерпретировать основную идею в рамках только вашего понимания сути вопроса.