Структура отраслей
Последним фактором, характеризующим отрасль и оказывающим серьезное влияние на деятельность новых фирм, является структура отрасли. Она связана с сутью барьеров для доступа и степенью конкурентности. Для деятельности новых фирм в какой-либо отрасли важны четыре характеристики структуры данной отрасли: капиталоемкость, интенсивность рекламы, концентрация и средний размер фирмы.
Новые фирмы относительно плохо работают в отраслях с высокой концентрацией, поскольку концентрация отрасли усиливает позиции крупных компаний. В отраслях с высокой концентрацией, таких
как сфера телекоммуникаций, где фирмы предлагают услуги местной телефонной связи, солидные компании обладают достаточными ресурсами для того, чтобы препятствовать возникновению новых
фирм в отрасли, В результате они используют свою монопольную или олигополистическую прибыль, чтобы отпугивать новичков. Кроме того, намного проще воспрепятствовать появлению новичков в
отраслях с более высокой концентрацией в силу двух причин. Во-первых, в отраслях с низкой концентрацией промышленности существуют маленькие, уязвимые фирмы, с которыми можно конкурировать успешнее, чем с мощными компаниями, которые окажутся единственными вашими конкурентами в отраслях с высокой концентрацией. Во-вторых, в отраслях с высокой концентрацией солидные фирмы могут вступать в сговор, пытаясь препятствовать появлению новых фирм. Например, они могут совместно понижать цены при появлении нового участника до тех пор, пока не вытеснят новичка из отрасли, после чего цены снова возрастут. Поскольку сговор эффективен лишь при условии участия всех заговорщиков, намного легче его преодолеть в той отрасли, где число игроков невелико.
Новые фирмы лучше работают в тех отраслях, где средний размер фирм небольшой. Обычно вначале размеры новых фирм невелики, это связано с необходимостью снизить риск просчетов предпринимателя. То есть, если предприниматель начинает дело с маленькой фирмы, его потери в случае ошибки будут меньше. В отраслях, где размеры большей части фирм невелики, открытие маленькой фирмы не создает серьезных неудобств для солидных компаний, работающих в данной отрасли. Наоборот, в отраслях, где средний размер предприятий достаточно большой, открытие маленькой фирмы создает ряд неудобств, таких как неспособность приобретать сырье в больших объемах и более высокий уровень расходов на производство и распределение в связи с отсутствием эффекта от увеличения масштаба.
Вопросы, на которые нужно ответить:
Насколько отрасль, благоприятна для создания новых фирм?
Насколько научные условия, сложившиеся в отрасли, пригодны для вновь организованных фирм?
Насколько благоприятны условия спроса, существующие в данной отрасли, для открытия новых предприятий?
Насколько подходит стадия жизненного цикла, которую переживает данная отрасль промышленности, для открытия новых фирм?
Насколько благоприятствует структура промышленности открытию новых компаний?
Научные условия, сложившиеся в отрасли, включают пять факторов, оказывающих влияние на относительную производительность новых фирм в определенной отрасли. Новые фирмы хуже работают в отраслях, для которых характерен сложный процесс производства, где количество новых научных сведений довольно велико, знания недостаточно кодифицированы, инновации занимают прочную позицию внутри цепочки создания добавленной стоимости и дополнительные активы в сфере маркетинга и производства играют важную роль.
Условия спроса, сложившиеся в отрасли, состоят из трех факторов, влияющих на деятельность новых фирм в отрасли. В тех отраслях, где рынки велики, быстро развиваются и плохо сегментированы,
новые предприятия работают хорошо. Цикл жизни отрасли также влияет на деятельность в них новых фирм, которые работают лучше в молодых, чем в стареющих, отраслях. Кроме того, деятельность новых компаний лучше там, где еще не утверждены технические стандарты. Характеристика структуры отрасли оказывают влияние на деятельность вновь созданных предприятий. Они хуже работают в капиталоемких отраслях с высокой интенсивностью рекламы, высокой концентрацией и там, где средние размеры фирм велики.