Стратегическое руководство

Формирование стратегического руководства в основном связано с выделением времени на создание идеи желаемого будущего состояния бизнеса, в котором работает персонал: определением решающих условий успеха;
обеспечением того, чтобы работа не смешивалась с достижениями; с разработкой тех проектов развития и конкретных действий, которые смогут превратить идею в осязаемый результат.

Для того чтобы команда сформулировала эффективную стратегию и составила план действия, необходимо провести практический семинар, посвященный стратегии развития. Идея заключается в том, что команда проводит день или даже два вдали от офиса, чтобы членам команды не мешали телефонные звонки, чтобы их не прерывали в процессе работы. В таких условиях участники смогут сконцентрировать свое внимание исключительно на вопросах, имеющих принципиальное значение дня будущего команды. Идеальное место проведения такого семинара - отель за городом. Цель семинара состоит в том, что команда коллективно рассматривает вопросы стратегической важности для бизнеса. Они могут быть срочными, средней срочности или долгосрочными по своей природе. Преимущества подобных семинаров: четко выраженная коллективная ответственность всех членов команды, повышенная степень мотивации и эффективность команды; возможность для каждого высказаться в неформальной обстановке и узнать больше о цели, задачах и нуждах команды в целом.

Главная задача лидера команды в этот момент - управлять процессом. Эта роль в основном связана с подготовкой и обеспечением нормального движения процесса. Лидер помогает членам команды сконцентрировать свое внимание на ключевых вопросах; стимулирует созидательную и аналитическую работу; обеспечивает решение спорных вопросов, открытых и откровенных выступлений, согласование обязанностей и составление графика выполнения мероприятий после семинара. Если семинар проводится в первый раз, целесообразно пригласить независимого представителя, который бы выступил в качестве советника.

Члены команд профессионалов обычно раз в месяц посещают заседания, на которых они не ограничиваются представлением отчета о ходе выполнения своих заданий. Семинары по вопросам стратегии помогают членам команды сосредоточиться на будущих направлениях работы команды, одновременно не выпуская из виду собственные профессиональные интересы. Когда участников приглашают выступить и изложить коллективное видение успеха п плана мероприятий для его достижения, они часто представляют достаточно амбициозные предложения и не менее тщательно составленные планы. Они настроены на претворение таких планов в жизнь, потому что в них заложена стратегия собственного развития. Здесь проявляется чувство личной заинтересованности.

Как это ни странно, но всегда находится кто-то из членов команды, кто не понимает роли и обязанностей других людей. Семинар помогает прояснить эти вопросы и конструктивно решить их в интересах всех и каждого. В эффективной команде любой участник готов высказать свое мнение открыто, без страха или предвзятости. К всеобщему удивлению, есть много команд профессионалов, в которых этого не происходит. Самая главная работа, которую может сделать лидер команды  содействовать тому, чтобы выступающие говорили просто и понятно, чтобы участники могли задавать вопросы по существу дела. Идеальным будет тот семинар, на котором участники смогут думать и действовать вместе, размышлять над будущим своей фирмы п над тем вкладом, который они могут внести в работу.

Еще важное требование: члены команды должны во время явиться накануне вечером, чтобы успеть адаптироваться к новому месту и подготовиться к началу работы на следующий день. Но, если возможно, лучше выделить для проведения семинара два дня. В течение этого времени можно провести серьезные дискуссии и принять решения. Если же семинар проводить более двух дней, то существует риск: людям может не хватить "пара" и он закончится ничем.

Очень важно, чтобы семинар дал положительный результат. Разговор, после которого не последовало никаких действий, вызывает разочарование и недоверие, приводит к слабой мотивации. Самые лучшие результаты это несколько проектов по развитию бизнеса и те действия, за которые отдельные члены команды несут личную ответственность или как лидеры небольших команд. Важны также согласованные даты выполнения и завершения работ. Процесс подведения команды к выводам, основанный на широком консенсусе, является важным заданием для лидера команды.

Желаемые стратегические результаты работы команд профессионалов следующие:

- развитие новых профессиональных услуг;
-  освоение новых секторов рынка;
- целевая направленность на избранных потенциальных клиентов;
- инвестиции в научные исследования с целью представлять больший интерес для клиентов;
- улучшение доставки услуг благодаря развитию новых систем обработки задач;
- инновации при отборе претендентов на работу с тем, чтобы команда, благодаря наличию высококвалифицированных кадров, могла представлять интерес для покупателей;
- совершенное обучение с целью повышения технического, профессионального уровня, улучшения отношений с клиентами, совершенствования маркетинговых и лидерских навыков, и вследствие этого, обеспечение более высокого уровня команды;
 -инвестиции в совершенствование производства с целью снижения себестоимости.

Когда периодически не обращать внимание на эти вопросы, то персонал, вероятно, станет просто реагировать на кратковременное давление покупателей и экономических сил. Хороший стратегический менеджмент, следствием которого являются эффективная работа и высокая прибыль, заключается в умелом реагировании на изменяющуюся окружающую обстановку и проявлении инициативы. Он включает в себя как приспособленные к давлению извне н установление лидерства на рынке, так и хорошо продуманные инновации.

Формирование стратегии подразумевает н развитие сильной корпоративной культуры. Этика, дух и желание сотрудников работать; поведение членов команды по отношению к клиентам и коллегам: ее подход к инновациям и качеству услуг; ценности, которые исповедуются в фирме, все это составляет суть корпоративной культуры. Когда ее ценности определены четко, все знают, что отстаивает фирма и команда, и действуют соответственно.

Когда работники поддерживают корпоративную культуру, задача команды выработать методы, позволяющие внедрить культурные ценности в повседневную работу. Если же корпоративные ценности не поддерживаются, то команда, участвующая в разработке стратегического мышления должна выдвинуть и согласовать свои ценности, которыми бы руководствовались все ее члены в отношениях с коллегами и клиентами, а также при выполнении задании. Развитие здоровой бизнес стратегии требуют больших затрат труда. Первый шаг это достижение согласия и верности идеалам компании.