Секретность технологий

Предотвращение имитации путем препятствия получению конкурентами информации о выведении на рынок нового товара или услуги предполагает, в основном, обеспечение секретности. Например, представим, что вы открыли химическое вещество, являющееся превосходным удобрением. Когда вы собираетесь организовать компанию по производству удобрений, то, конечно, не станете сообщать другим о том, что получили это химическое вещество. Если конкуренты не будут знать о том, что основная цель вашей разработки связана с использованием определенного химического вещества, тогда они не поймут, что им надо получить доступ к этому веществу для того, чтобы успешно конкурировать с вами. Следовательно, они не будут стремиться получить в свои руки этот ресурс и не смогут успешно скопировать ваш продукт.

Попытка снизить уровень имитации путем сохранения информации о новых товарах или услугах в тайне позволяет добиться наилучших результатов в определенных условиях. Секретность оказывается наиболее эффективной, когда количество источников информации о новом товаре или услуге, когда эти источники не принадлежат предпринимателю невелико. Для имитации вашего товара или услуги конкуренту необходимо получить доступ к информации, предоставляющей ему возможность создать копию. Конкуренты могут узнать эту информацию от вас, могут также получить ее благодаря третьей стороне. Эффективность ваших попыток сохранить информацию в тайне сведется к нулю, если третья сторона с готовностью предоставляет такие данные.

Режим секретности является более эффективным, если новый товар или услуга включает в себя несколько элементов. Для имитации мало получить в свое распоряжение формулу или схему; необходимо понять, каким образом следует копировать новый товар или услугу. Чем сложнее товар или услуга, тем сложнее изготовить дубликат. Чем сложнее продукт, тем труднее понять, какие действия следует предпринять. Кроме того, поскольку трудно скоординировать совместные усилия различных людей, усложняется процесс воспроизведения товаров и услуг. Возьмем, к пример, сложности, связанные со сборкой детского конструктора. Даже если у вас есть инструкция, вам будет труднее собрать продукт в соответствии с замыслом производителя, если ваш конструктор будет насчитывать сто деталей, а не пару колесиков.

Режим секретности позволяет добиться наилучших результатов в том случае, если процесс создания нового товара или услуги сложен для понимания. Чтобы скопировать ваши действия, люди должны понять, что вы делаете. Чем меньше у вас конкурентов, способных понять то, что вы делаете, тем меньше появится имитаций. Например, предположим, что вы разработали новый метод поддержания чистоты водосточных труб, заключающийся в промывании их химическим составом определенной температуры. Проблемы, которые испытывает большинство домовладельцев в связ а с засорением водосточных труб и возникающими по этой причине повреждениями, порождают спрос на недорогие очистительные химические смеси. Как только потенциальные клиенты узнают о предлагаемом вами решении, у вас моментально появятся конкуренты, которые поймут, какую прибыль можно получить, предоставляя услуги химической очистки такого рода.

Так что же произойдет, если процесс создания нового химического средства будет трудным для понимания? То есть для производства нашего продукта необходимо соединить элементы в четкой пропорции в строго установленный момент при определенной температуре. До тех пор, пока конкуренты не смогут понять процесс соединения химических элементов, лип ь немногие смогут воспроизвести данный продукт, и вы получите прибыль от реализации своего товара.

Соблюдение тайны приносит наибольшую выгоду тогда, когда секретная информация включает скрытые знания или такие сведения о процессе, которые не закреплены в форме документа. Хорошим примером скрытых знаний может служить опыт управляющего заводом о том, как следует поддерживать высокую скорость работы сборочного конвейера, он знает, где и как организовать рабочие места сотрудников, владеющих различными навыками. Или знания продавца о том, как следует заключать сделку, как выбрать время для включения личных комментариев в процесс обсуждения.

Процесс имитации затрудняется, если основные знания, необходимые для производства товара или услуги, являются скрытыми, поскольку способность фиксировать последовательность операций в форме документа означает, что процесс либо доступен для понимания, либо достаточно прост, и, следовательно, существует возможность поэтапно записать порядок действий.

Когда вы не фиксируете в форме документа формулу нового разработанного товара или услуги, конкурентам будет сложно определить, какой процесс вы используете при производстве и распределении продукции.

Не имея возможности прочесть ваши мысли, конкуренты не смогут понять, что вам известно, поэтому у них возникнут трудности с имитацией вашего товара или услуги. Например, предположим, что вы разработали более эффективный процесс изготовления стали, сведения о котором храните в уме. Если конкуренты не поймут, как вы производите сталь, им будет сложно скопировать процесс ее получения.

Кроме того, документально зафиксированный метод легче воспроизвести, чем скрытый, поскольку для копирования описанного в документации процесса надо лишь получить доступ к источнику информации. В то время как для имитации скрытого процесса нужно получить сведения от человека, хранящего необходимую информацию в памяти. В большинстве случаев легче завладеть документом, описывающим процесс, чем получить контроль над человеком, владеющим информацией.

Соблюдение секретности позволяет добиться наилучших результатов, если ограниченное число людей способно понимать информацию. Чем меньше людей обладает навыками и способностями, необходимыми для создания нового товара или услуги, аналогичных вашим, тем уже круг специалистов, способных понять, каким образом нужно имитировать ваши действия, даже в том случае, если вы можете сохранить свои знания в тайне.