Наблюдение как метод исследования
Наблюдение является активным познавательным процессом, который опирается, в первую очередь, на деятельность человеческих органов чувств и на целенаправленное восприятие явлений окружающего мира в целях исследования и обнаружения смысла в явлениях. Его суть заключается в том, что исследуемый объект не должен испытывать воздействие со стороны наблюдателя, то есть объект должен оставаться в естественных, обычных условиях.
Оно представляет собой простейший метод, который, как правило, выступает как один из элементов в составе иных эмпирических методов. Наблюдение может быть прямым (визуальным), когда информация получается без помощи приборов, и косвенным, когда информация получается с помощью приборов либо автоматически посредством регистрирующей аппаратуры. Наблюдение как метод исследования даёт первичные сведения о мире в форме ряда эмпирических утверждений. Узнать об этом можно на сайте http://www.syl.ru/article/73162/nablyudenie-kak-metod-issledovaniya-instrumentariy-tehnika-provedeniya. И в науке, и в повседневности наблюдения должны вести к результатам, не зависящим от субъективных чувств, желаний и стремлений.
Чтобы стать основанием для последующих практических действий и теоретических выводов, они должны давать информацию об объективных качествах и отношениях существующих явлений и предметов. Наблюдение может быть плодотворным методом, если оно соответствует ряду требований, среди которых важнейшими являются целенаправленность, планомерность, систематичность, активность. Достоверное описание реального состояния системы нуждается в развитых методах наблюдения, которые не нарушают её функционирование. При хорошей организации наблюдения оно придаёт исследованиям квази-экспериментальный характер, тем самым значительно улучшая информационную ценность эмпирических материалов. Основным способом для этого служит применение сравнительного анализа. Хотя исследователь не может произвольно менять условия функционирования наблюдаемой системы, он может изучать её в условиях, которые резко различаются по параметрам.
При умелом использовании научной абстракции и построении модели объекта с неизменными относительно меняющихся условий элементами сравнительный анализ позволяет исследователю получать ценную информацию. Наибольшую ценность наблюдение обретает в условиях, экстремальных по отдельным параметрам, когда скрытые или слабовыраженные проблемы становятся явными. Такие условия формируются, к примеру, на начальных стадиях образования системы. Самая полезная информация получается в те моменты, когда происходит изменение каких-либо условий.