Качества управляющего
Часто у менеджеров набори их управлеческих качеств являются врожденными. Хорошие управляющие во многом полагаются на них. Однако существуют некоторые формы поведения, которые необходимо менять, а также те, которые нужно чаще использовать. На этой стадии целесообразно напомнить, что поведение и личность это разные категории. Люди часто ошибаются, считая, что это одно и то же. Поведение это то, что делаем. Например, смеемся. разговариваем, слушаем, ведем машину, занимаемся спортом, составляем документы, проводим собрания, переговоры.
Поведение действие, которое можно наблюдать непосредственно, его можно менять. Черты личности это глубоко скрытые предпочтения к тому, как мы используем свое мышление, сосредоточиваем внимание или распоряжаемся своей энергией. Экстраверты, например, сосредоточены на внешнем мире людей и деятельности. Они получают подпитку от взаимодействия с людьми и от действий. Интроверты, напротив, направляют свое внимание на внутренний мир идей и опыта. Личностные предпочтения предрасполагают людей к тому или иному поведению и устанавливают для них широкие рамки. Когда речь идет о поведении, у нас появляется огромный выбор вариантов. Например, мы все знаем интровертов, способных развлекать после обеда, и экстравертов, которые являются отличными слушателями.
Межличностные качества, связанные с эмоциональным интеллектом
Социальные навыки
- Умею я устанавливать взаимоотношения?
- Легко мне общаться?
- Характеризует меня самоуверенность?
- Является моя ответная реакция дружелюбной?
- Могу я создавать обстановку доверия?
- Легко я могу общаться?
Эмпатия
- Могу я видеть или показать, что вижу, мир с точки зрения других людей?
- Осознаю я социальные нюансы?
- Проявляю я понимание чувств других?
Энергия
- Проявляю преданность другим, помогая им, предлагая свои идеи и проявляя энтузиазм?
- Нужно мне мнение других о том, что я делаю?
- Могу я настойчиво, но без напора, заставить кого-то что- то делать?
- Проявляю я готовность к взаимоотношениям с другими?
- Придают мне энергию новые трудности?
- Могу я поддерживать энтузиазм у других при выполнении относительно рутинной работы?
Умение убеждать
- Могу всегда производить хорошее впечатление на других?
- Хорошо могу понимать точку зрения других?
- Могу предлагать идеи как контраргументы?
- Могу решать вопросы в сотрудничестве с коллегами?
- Могу оказывать влияние на других своими делами?
Толерантность
- Проявляю терпимость к взглядам и ценностям других?
- Позитивно мое отношение к идеям и возможностям?
- Проявляю уважение к другим во время конфликтов?
Очень важно, когда управляющие могут узнать оценку своей работы от коллег в неформальных беседах. Действительно, если лидеры ведут себя подобным образом, это уже и есть доказательство эмоционального интеллекта. Такая работа, вероятнее всего, приведет к высокой самооценке и поможет установить доверительные отношения.
Конечно, тем людям, которые никогда не пытались получить обратную связь от других, было бы неосмотрительно и вряд ли целесообразно вдруг сразу просить дать детальную оценку своей личности и поведения согласно предложенным в таблицах вопросам. Коллеги, и особенно члены команд, вряд ли станут откровенно отвечать, если не будут установлены отношения доверия на высоком уровне. Лучше начинать с вопросов низкой степени риска, которые менее всего вызовут чувство дискомфорта или сопротивления.
Можно, например, поинтересоваться, достаточную ли помощь вы оказываете коллегам, когда они об этом просят. По мере укрепления доверия и уверенности можно задавать и другие вопросы, касающиеся оценки вашего поведения, с резонной вероятностью получить набор полезны сведений.