Генерирование идей
Время от времени командам профессионалов надо включать в свою деятельность новые виды услуг, осваивать новые рынки, повышать маркетинговую эффективность, искать пути улучшения обслуживания клиентов, вводить новые системы и процессы для повышения производительности, менять методику работы с целью повышения качества работы. Для конкурентоспособности, фирмам нужны инновации. Основное условие этого - постоянный поток идей.
Хорошие лидеры стимулируют своих коллег, чтобы они вносили предложения в индивидуальном порядке, но для этой цели целесообразно использовать и команду, когда она собирается вместе. Во время проведения мозгового штурма, при условии, что он проходит эффективно, происходит обмен идеями и их развитие. В процессе совместной командной работ ы возникает синергия.
Ниже приводятся некоторые примеры вопросов, следуя которым, ваша команда могла бы генерировать идеи. Можете расширить этот список:
- Какие новые услуги мы могли бы предложить нынешним и потенциальным покупателям?
- В каком секторе бизнеса, в которых сейчас не представлены, можно найти новых клиентов?
- Какими новыми способами мы могли бы предлагать для рынка наши услуги?
- Какие изменения в методах работы могли бы повысить нашу рентабельность?
- Какие изменения в методах работы могли бы повысить денежные потоки?
- Как могли бы наши нынешние клиенты порекомендовать нас другим клиентам?
- Какие новые навыки нам нужны для повышения результативности работы?
- Как можно уменьшить бюрократию в компании?
- Как можно улучшит», коммуникацию с другими частями бизнеса?
Генерирование идей можно проводить по нескольким технологиям. Если вы этого раньше не делали, лучше начинать с простой процедуры мозгового штурма. Вы или один из ваших коллег должны быть модераторами этой дискуссии и согласовать с каждым магистральные направления.
Приводим некоторые советы для проведения мозговых штурмов на стадии генерирования идей:
- Сформулируйте заявление или проблему, для которой требуются идеи, и поместите ее на видном месте.
- Попросите участников воздержаться от высказывания своей точки зрения вслух или даже мысленно. Критика убивает творчество. Напомните своим коллегам о том, что все они должны просто откликнуться на новые идеи, то есть найти тс причины, по которым эти идеи не будут работать. Выработать самодисциплину, которая требуется для того, чтобы удержаться от суждений, вначале будет сложно, особенно дня профессионалов, обладающих аналитическими способностями и критически настроенных.
- Поощряйте латеральное мышление, то есть мышление, активизирующее творческие способности и интуицию. Предложите им высказывать вслух все, что приходит в голову. Идеи могут быть серьезными, эксцентричными, смешными или наполовину сырыми. Это не имеет значения.
- Содействуйте тому, чтобы коллеги опирались на идеи друг друга. Творческий потенциал возрастает, когда люди высказываются вместе с другими, а не тогда, когда идеи разлетаются в разные стороны. Прежде чем закончить мозговой штурм, попытайтесь записать как можно больше идей. Чем больше идей, тем больше шансов найти рациональное зерно.
- Данный процесс управляется наблюдателем, это может быть лидер команды или кто-то из коллег. Все идеи записываются на листах бумаги и распространяются по комнате, где проходит заседание, или проецируется на большой экран при помощи компьютера. Именно модератор должен призывать к высказываниям и прекращать дискуссии, делать некоторые уточнения. Хороший модератор следит за уровнем энергии в аудитории и объявляет перерыв, когда надо "подзарядить батареи".
Прежде чем начинать мозговой штурм, было бы хорошо дать всем несколько минут, чтобы записали свои идеи. Все, включая самых сдержанных участников, смогут внести собственный вклад в общее дело. Затем следует предоставить слово каждому из них без исключения для изложения идей. Можно дать возможность желающим огласить свои идеи вслух по очереди, чтобы не создавать шум. Можно также призвать выступающих использовать идеи коллег.
Из-за того, что мозговой штурм связан с поведением людей, которое в этот момент отличается от обычного, лучше всего проводить его на собрании, специально организованном дня этой цели. Обстановка на нем должна быть спокойной, лишенной напряженности, чтобы люди чувствовали себя свободно.
Успешным заседаниям предшествует легкая разминка в течение нескольких минут. Эта разминка сопровождается юмором, все чувствуют себя в своей тарелке и настраиваются на творческую работу. Неплохо предложить время от времени надевать шапочку шута, но еще лучше приберечь се для серьезного мозгового штурма, который последует за этим. В конце концов, задача шута - сокрушить привычки, правила и условности, которые сдерживают мышление и заставляют идти старым проторенным путем.
Существуют и другие пути использования команды для генерирования идей.
Согласовав аналогию, команда затем составляет перечень причин (чем длиннее список, тем лучше), препятствующих решению этой надуманной проблемы. В вопросе "Как создать красивое цветочное оформление" причинами могут быть отсутствие воды, наличие цветов только одного цвета, плохая работа цветочницы, зимняя холодная погода, слишком большого размера ваза. Обычно при помощи мозгового штурма можно придумать набор причин, как безумных, так и серьезных.
Следующая стадия формулирование одного или двух решений для каждой причины. Они могут быть серьезными, практическими, смешными, эксцентричными или очень простыми. В конечном итоге решения подобных проб-тем впоследствии могут быть применены и к реальным вопросам. При этом вас должно интересовать получение возможных путей решения, а не буквальное применение. Они не так связаны проблемой и часто могут предложить нечто новое.
- Сделайте так, чтобы ваша команда искала вдохновение в других сферах. Мы все знаем, что многие успешные изобретения имеют свои истоки в мире природы. Когда нужны свежие идеи, например, по вопросам, как повысить моральный дух или улучшить качество услуг, можно предложить каждому члену команды провести какое-то время в библиотеке, разглядывая названия книг, в музее, рассматривая экспонаты, в галерее, созерцая картины. Предложите им просмотреть атлас, изучить иллюстрации в журнале или прочитать заголовки в газетах. В каждом случае цель - искать и замечать то. что относится или проливает свет на проблему, для которой требуются идеи. После этого соберите свою команду и попросите их описать, что они нашли, и объяснить, как оно относится к тому вопросу, ответ на который вы ищете. Можно высказывать н обсуждать любые новые идеи, возникшие в результате такого задания. Часто источником неординарных и интересных ответов являются короткие, быстрые дискуссии.
- Определите вопрос или проблему, для которой нужны идеи. Затем попросите каждого члена своей команды подумать об опыте, несвязанном с работой, который мог бы косвенно иметь отношение к этой проблеме и быть ключом к ее решению. Опыт может относиться, например, к досугу, спорту, школьной или студенческой жизни, службе в армии, предыдущей или общественной работе. Попросите коллег по очереди поделиться своими историями. Обсудите этот опыт п попытайтесь определить, как он может помочь в решении проблемы, для которой идет поиск идеи.
К этому времени индивидуальные и коллективные источники изобретательности уже бурлят. Часто случается так, что идея, какой бы нелепой она ни была, может стать источником для других интересных идей. Никто ни над кем не смеется, никто не претендует на право авторства. С этого момента дискуссия может продолжаться на основании той идеи, которая понравилась всем. Будет неплохо составить также краткий список идей, заслуживающих обсуждения.
Другой очень продуктивный подход, особенно для острых проблем или тех, которые казались неразрешимыми в прошлом, - попросить участников представить аналогии этому вопросу. Вместо того чтобы рассматривать реальную проблему, проводится мозговой штурм по аналогичной. Например, аналогия, приведенная для открытия нового офиса без клиентов, могла бы привести к идее создания заповедного парка в той стране, где его еще нет. Решения проблем-аналогий затем пересматриваются, чтобы найти самые оптимальные и применить их к реальным. Чем необычнее аналогия, тем более новыми и неожиданными, а также инновационными, будут идеи.
Неудивительно, что в рекламных агентствах стало привычкой собирать сотрудников вместе для генерирования идей. У них это хорошо получается.
Конечно, мы устраиваем собрания команд, на которых они высказывают свои идеи. Это не проблема. Генерирование идей у нас получается хорошо. Главное решить, что с ними делать. Нам не надо напоминать, чтобы мы придумывали что-то новое, необычное: мы занимаемся этим все время. Трудность в том, чтобы четко определить идеи, отделить проблему от ее потенциального решения. Это уже похоже на прибивание желе гвоздями к стене.
После мозгового штурма необходимо дать время для раздумий, как называемый инкубационный период, прежде чем переходить к стадии оценки. Если сотрудники подумают над идеями, а затем возвратятся к ним, чтобы дать оценку, это может принести хорошие результаты. Нельзя быстро и вместе с тем эффективно оценивать идеи. Если та или иная идея представляет интерес и является весьма заманчивой, можно провести еще один мозговой штурм, посвященный вопросу претворения идеи в практическое предложение. Вполне приемлемо подойти к оценке идей по принципу их привлекательности, например, оригинальности, простоты и элегантности, их совместимости с целями и ресурсами.
Закончить можно принятием двух или трех из них, у которых есть шанс быть внедренными без промедления. Некоторые идеи требуют личных действий всех членов команды, и это может стать новым стилем работы. Волонтеры от имени команды могут заняться претворением других идей в практику. Важно при этом согласовать окончательный срок выполнения. Будут и другие идеи, которые нужно доработать, прежде чем приступать к их реализации. Иногда следует провести исследование.