Стадия деятельности для отраслей

Стадия, в которой находится отрасль, это еще один аспект, оказывающий воздействие на деятельность новой фирмы. Отрасли, подобно людям и новым товарам, рождаются, развиваются, достигают зрелости, затем исчезают. Этот механизм следует принимать во внимание, поскольку новые фирмы имеют тенденцию работать лучше в недавно возникших или молодых и развивающихся отраслях, а не в зрелых. Существует несколько объяснений этого факта.

Обычно характер принятия покупателями продукта или услуги соответствует традиционной модели. Некоторые люди, прежде чем принять новые технологические товары или услуги, обычно ждут, пока они пройдут некоторые испытания. Не так уж много и тех, кто оказывается в числе отстающих, поздно принимающих новые технологические товары или услуги, поскольку эти люди медленно воспринимают новые продукты в целом. Большая часть потребителей оказывается где-то посередине между этими категориями, принимая продукцию не слишком рано, но и не слишком поздно.

Поскольку людей, рано или поздно принимающих продукцию, меньше, чем тех, кто оказывается посередине, вначале рынки развиваются медленно, затем их рост ускоряется, а потом снова замедляется. Малое количество людей, готовых первыми принять продукцию, приводит к медленному росту рынка. Когда в середине периода количество потребителей, принимающих продукцию, возрастает, темпы роста рынка увеличиваются. Впоследствии уменьшение числа покупателей, принимающих продукцию, ведет к замедлению роста рынка.

Новые предприятия работают лучше на молодых рынках, чем на старых, поскольку им легче привлекать потребителей, когда рост спроса достигает наивысшей отметки. В этих условиях они испытывают менее жесткую конкуренцию со стороны солидных фирм.

В молодых отраслях у новых фирм конкурентов немного. На стадии возникновения отрасли еще не существует компаний, способных удовлетворить потребность клиентов в новых товарах и услугах, производимыхв данной отрасли. Через некоторое время возникают новые фирмы, готовые удовлетворить спрос, и среди них растет конкуренция за привлечение одних и тех же клиентов. Кроме того, в период зрелости отрасли фирмы покидают рынок намного медленнее, чем это требуется, если принимать во внимание данные, свидетельствующие о снижении спроса. Нежелание уходить с рынка означает, что в зрелых отраслях уровень конкуренции довольно высок и солидные фирмы упорно борются за сохранение своей позиции на рынке на фоне стойкого снижения спроса у всех поставщиков. В результате новые фирмы работают лучше в молодых отраслях.

В качестве примера рассмотрим сферу производства и продажи персональных компьютеров. Вначале не существовало фирм, предоставляющих данный продукт. Но, когда продукт получил более широко
е распространение, немало фирм пришло на этот рынок. Их приход повлек за собой жесткое соперничество в данной отрасли, резкое падение цен, и новым предприятиям стало еще труднее конкурировать.

При продаже большей части товаров и услуг активизируется кривая обучения. Кривая обучения позволяет многим фирмам, используя свой опыт работы в данной отрасли, усовершенствовать работу и удовлетворить спрос клиентов. Такие аспекты, как производство, сбыт и реакция на жалобы клиентов, требуют обучения в процессе работы, что характерно для солидных фирм. Новым фирмам, как правило, недостает подобного опыта работы, которым обладают солидные фирмы, поэтому они оказываются в менее выгодном положении. Поскольку опыт приходит со временем в процессе деятельности, недостаток кривой обучения проявляется менее явно в молодой отрасли и более ощутимо в старой. Таким образом, положение новых фирм будет менее выгодным в стареющих
отраслях.

На начальном этапе во многих отраслях отмечается конкуренция в области дизайна продукции. Однако на зрелом этапе фирмы принимают технический стандарт, общий для товаров и услуг в данной отрасли. Возьмем, к примеру, производство гаек и болтов. Хотя в это трудно поверить, 150 лет назад гайки и болты не были стандартными. Они производились разными компаниями и существенно отличались по дизайну. Сегодня гайки и болты выпускаются в соответствии с общим стандартом, благодаря чему они стали взаимозаменяемыми.

Тенденция утверждать технический стандарт внутри отрасли оказывает существенное влияние на деятельность вновь созданных фирм, потому что они работают намного лучше до принятия технического стандарта. В этот период предпринимателей не сдерживают рамки допустимых стандартов. Поскольку солидные фирмы обладают большим опытом работы с утвержденными разработками по сравнению с новыми, последние оказываются в невыгодном положении после внедрения таких стандартов. После установления технического стандарта конкуренция переходит в область эффективности производства. Опыт и размеры солидных компаний позволяют им производить товары стандартного дизайна более эффективно по сравнению с новыми фирмами, а производительности новых фирм препятствуетвозникновение технического стандарта.