Как определять стоимость бизнеса

Часто самый трудный шаг в покупке или продаже малого бизнеса заключается в определении его стоимости.

Методы определения стоимости

Есть два основных способа определения стоимости бизнеса. Первый основан на расчетах, позволяющих оценить возможноую прибыль и степень возврата инвестиций. Это, безусловно, предпочтительный метод, поскольку он заставляет покупателя и продавца уделить внимание таким факторам, как тенденции продаж и прибыль, капитализированная стоимость бизнеса.

Второй метод базируется на оценке стоимости активов. Предполагается, что эти активы будут использоваться в бизнесе. Этот метод почти не делает предположений о будущем бизнеса. Он определяет стоимость активов, которая относится к настоящему. Это достаточно часто используемый метод, в основном потому, что он легче, а не потому что надежней.

Взгляд вперед

Какой бы метод не использовался для оценки стоимости бизнеса, покупатель должен потребовать у продавца подготовить прогнозы продаж, дохода, прибылей и убытков на следующий год. Эти документы позволят понять, какую чистую прибыль продавец считает возможной. Покупатель должен сделать собственные прогнозы касательно будущего бизнеса, и затем сравнить полученные показатели с информацией продавца. Когда покупателю не хватает квалификации для подготовки такого прогноза, можно обратиться за помощью к независимому эксперту.

Покупатель может зарегистрировать спд Киев, но при этом должен сделать оценку фактических заявлений о доходах за последние несколько лет. При этом следует убедиться, что отчеты о прошлых и прогнозируемых доходах верны и изучить возможные экономические изменения, которые могут воздействовать на бизнес в будущем.

Прогноз продаж

Важным показателем является прогноз продаж, потому что определение этой цифры позволяет гораздо проще прогнозировать затраты, расходы, прибыль. Зачастую прогноз продаж делается на основе данных прошлых продаж компании.

Насколько долгим должен быть прогноз?

Любой прогноз остается неопределенным, и чем длиннее прогноз, тем больше неопределенность. Почему? Степень управления внутренними операциями можно предположить, но существуют внешние экономические и рыночные факторы, которые нельзя контролировать. Это значительно усложняет процесс прогнозирования. Эти факторы должны просто предусматриваться в меру возможностей. Можно математически прогнозировать продажи с некоторой степенью точности, но внешние факторы, очевидно, могут прогнозироваться только предположительно.

Самый лучший способ определять длину прогноза, на основе ожидаемой отдачи от инвестиций. Представляется логичным делать прогноз продаж и прибылей в течении определенного времени, сопоставимого с оценочным периодом возврата инвестиций.

Методы прогноза продаж

Есть несколько способов прогноза продаж, большинство из которых зависят от прошлых показателей компании. При определении тенденций или средних продаж, тем больше прошлых продаж изучено, тем лучше.

Возможно, самый простой способ состоит в предположении, что процентное изменение продаж будет продолжаться, и что рыночные факторы не будут влиять на показатели продаж в будущем больше, чем это было в прошлом. Например, если компания показывает ежегодный средний прирост продаж на 3 процента за последние несколько лет, можно предположить, что тенденция будет продолжаться в течение будущих лет. Но с каждым годом, прогноз становится менее определенным.

Так, если точность ваших предсказаний ограничена, почему бы не спрогнозировать продажи на один год? Потому что прогноз на более долгий срок, заставляет вас быть в курсе экономических и рыночных факторов, которые могут повлиять на будущие операции и может показать неразумность покупки бизнеса в текущий момент.

Риск и возврат инвестиций

Если вы вкладываете деньги в бизнес, который продается, это естественно надеется на получение справедливой доходности и возврата инвестиций. Это не редкость для бизнеса, получать прибыль в течение первых нескольких лет, но нужно думать также и на перспективу.

С точки зрения покупателя, уровень справедливой доходности от инвестиций в малом бизнесе, как правило, пропорционален фактору риска, тем выше риск, тем выше прибыль.

При покупке малого бизнеса, попытайтесь определить факторы риска, даже когда это трудно или невозможно. Независимо от степени успешности развития бизнеса, нужно тщательно рассмотреть приемлемую минимальную отдачу от инвестиций.

Оценка бизнеса через капитализацию будущих доходов

Покупатель должен платить цену, которая основана на капитализированной стоимости будущих доходов. В большинстве случаев, однако, цена основана на покупке и продаже активов. Эти средства, конечно используются для получения дохода, но они напрямую не связаны с будущей прибылью.

Капитализированные стоимость, это показатель, который преобразует предполагаемые доходы в процентные ставки. Ставка, которая обычно используется, это текущая доходность инвестиций с участием такого же количества рисков. Капитализированная стоимость определяется путем деления годовой прибыли на указанную доходность и выражается в виде десятичной дроби.

При выполнении расчетов, обратите внимание на долгосрочную прибыль. Когда прибыль возможна только по истечении пятнадцати лет, инвестиции в малый бизнес может быть не самым лучшим решением. И при одинаковых других факторах, компания, чьи доходы снижаются, стоит меньше, чем та, чьи прибыли растут.

Определение стоимости бизнеса на основе оценки активов

Большинство продаж бизнеса, основаны на определении стоимости активов компании. Это не очень рекомендуемый подход, но когда требуется его использовать, рассмотрите соблюдение следующих предложений. Узнайте, как можно скорее, какие именно активы будут переданы. Есть часто несколько активов, которые продавец не хочет продавать. Активы, которые чаще всего приобретаются в малом бизнесе это торговые запасы, офисный инвентарь, приспособления и оборудование.

Капитализированная средняя чистая прибыль

Как уже говорилось, цена покупки бизнеса может быть определена по капитализации. Разница между этой суммой и оценочной стоимости материальных активов можно считать за цену гудвила. Этот метод использует только доходы при расчете цен, игнорируя оценочную стоимость активов.

Капитализированное среднее превышение доходов

Этот метод учитывает как возможные доходы, так и стоимость активов. Он вычисляет справедливую доходность оценочной стоимости активов. Когда ожидаемые будущие доходы выше, чем справедливое вознаграждение, то разница между этими двумя цифрами, капитализируется по более высокой ставке. И таким образом определяется значение гудвила. Эта цифра, когда добавляется к оценочной стоимости активов, позволяет установить цену бизнеса.

Гудвил обычно отражает сверхприбыль. Но большинство малых предприятий, которые предназначены для продажи, имеют только номинальную прибыль или вообще никакой. Покупатель должен игнорировать эмоции продавца при расчете стоимости бизнеса и свести отношения к рельным фактам .

Когда есть избыточная прибыль, зачастую, определяется как дополнительный процент, размер которого уточняется в процессе торгов между продавцом и покупателем. Процент должен быть высоким, потому что трудно поддерживать прибыль на уровне выше обычного.

Гудвил, как правило, вычисляется в последнюю очередь при оценке активов. С учетом того, что только некоторые из малых бизнесов, которые продаются, производят сверхприбыль, оценка гудвила зачастую не вызывает заметных трудностей при заключении большинства сделок.

Торговое оборудование

В сфере услуг, определение стоимости оборудования, не является значительной проблемой. Но для торговых и производственных предприятий, инвентарь, вероятно, выступает одним из наибольших активов. Производитель, например, имеет три вида запасов: сырье, незавершенное производство и готовую продукцию. Каждый из них имеет свои особенности при оценке.

Финансовая отчетность, представленная продавцом, вероятно, будет содержать стоимость, не такую как назначена при продаже. Инвентарь, как правило, учитывается в бухгалтерских документах, по себестоимости или по наименьшей рыночной стоимости. Рынок определяется как текущие затраты на замену инвентаря для продавца.

Количество инвентаря, как правило, определяется физическим подсчетом. Каждая команда инвентаризации должна включать по одному представителю от покупателя и продавца. При этом инвентарь не для продажи должен быть отделен, от того, который продается, до начала проверки. Кроме того, качество инвентаризируемых объектов должен быть рассмотрено и удовлетворять покупателя. Покупатель должен убедиться, что у него есть люди, которые могут верно оценить объекты инвентаризации. Когда покупатель и продавец не согласны по стоимости некоторых объектов, продавец может удалить эти элементы из списка инвентаря для продажи.

Производственное оборудование

Когда продается производственная компания, то сырье и материалы проверяются и оцениваются аналогично с товарными запасами для торгового бизнеса. Проверка и оценка работ в стадии разработки и не законченной продукции может представлять некоторые трудности, так как зачастую не нельзя определить рыночную цену для этих объектов инвентаризации. Для этого, как правило, используются затраты продавца.

Офисное оборудование

Зачатую эта часть не вызывает трудностей. Некоторое, из имеющегося оборудования, может не иметь большую ценность для покупателя. После того, как подходящее для использования оборудование было определено, нужно провести физический осмотр и оценку, также как и в случае с торговым оборудованием.

Недвижимость и накопленная амортизация.

Во многих малых бизнесах, зачатсую, не происходит передача прав собственности на недвижимость, так как площадь сдается в аренду. Принято, чтобы независимый оценщик определял стоимость недвижимости. Выводы оценщиков на недвижимое имущество, как правило, более приемлемы для обеих сторон.

Оценка индивидуальной собственности

Когда покупатель уверен в знании стоимости индивидуального имущества, то он может и не пользоваться услугами независимого оценщика. Кроме того, многие люди считают, что балансовая стоимость является хорошим поводом, чтобы начать переговоры об индивидуальной собственности. Тем не менее, поскольку существуют разные методы расчета амортизации, а также в связи с противоречивыми представлениями о капитализации затрат, балансовая стоимость может не отражать значения, приемлемого для обеих сторон.

Трудно присвоить значение индивидуальной собственности, потому что эти активы имеют мало значения, когда компания ликвидирована. Таким образом, из допущения непрерывности деятельности значение должно быть определено. Платой за это оборудование должна быть в пределах стоимости нового оборудования или стоимости сопоставимого используемого оборудования. По этой причине, привлечение независимого оценщика может быть полезно, особенно если он знаком с типом оборудования, которое готовится к продаже.

Когда активы являются многочисленными, и географически далеко расположены, то покупатель может попросить подготовить сертифицированный перечень активов, содержащий их описание и указание местоположения. Покупатель может проверить список, посмотрев только отдельные активы на момент продажи, но с планами оценить остальные в течение определенного периода времени.

Значение стоимости индивидуальной собственности, как правило, определяется после значительного торга. Лучше, в этом случае, оценивать отдельные активы, а не делать массовую покупку активов. В массовой покупке, есть больше шансов неверно оценить некоторые виды активов. Покупатель должен попытаться определить состояние активов, а также их потребность в ремонте и замене. Когда состояние активов не проверяется индивидуально, затраты на ремонт и возможную замену могут послужить причиной значительной утечки оборотного капитала.

Налог на прибыль

Последствия налога на прибыль, для сделки по продаже бизнеса может быть важным вопросом торга, когда покупатель и продавец знают о них. Продавец должен знать о сумме налога, которую ему придется платить с его доходов от продажи. Покупатель должен уточнить сумму налогов, которые нужно заплатить в результате сделки. Эти вопросы часто приводят к дополнительному обсуждению в оценке бизнеса.

Покупатель и продавец должны изучить действующее законодательство. Когда важные решения, касательно договора о продаже, основаны на возможных налоговых последствиях, можно воспользоваться помощью налогового эксперта. Основой экономии на налогах, является налоговое планирование до заключения договора о продаже бизнеса.

Продавец должен сообщать о любой ответственности касательно подоходного налога, которую он несет, продавая действующий бизнес. Реинвестирование выручки в другой бизнес, не даст возможности избежать налоговых обязательств.