Управление диссонансом
Как известно большая часть сотрудников старается уменьшить диссонанс, и неудивительно, что преданные своему делу и удовлетворенный работой персонал достаточно редко допускает прогулы и уходит в другие компании. Поскольку зачастую менеджеры стремятся минимизировать число увольнений по собственному желанию и прогулов, особенно среди работников с высокой приозводительностью, они должны принимать меры к тому, чтобы сформировать у сотрудников требуемое отношение к работе.
Оказалось, например, что внутренним диссонансом можно управлять. Предположим, от работников требуется делать то, что им кажется неверным и противоречит их мнениям. В этом случае, менеджеры должны помнить, что стремление работника к снижению диссонанса будет минимальным, когда он считает, что диссонанс навязан извне и он не в состоянии его контролировать. Это стремление также весьма незначительно, когда вознаграждение достаточно высоко, чтобы компенсировать внутренний диссонанс. Поэтому, объясняя потребность выполнять конкретные действия, по поводу которых работник испытывает диссонанс, менеджер может сослаться на внешние факторы: конкурентов, покупателей. Можно также предоставить работнику хорошее вознаграждение и снизить тем самым его стремление избавиться от внутреннего диссонанса.
Сделанные в результате исследований взаимосвязи между производительностью труда и удовлетворенностью работой выводы, имеют для управленческого персонала очень большое значение. Они свидетельствуют о том, что цель сделать работников довольными, для повышения их производительности, не вполне обоснованна. Так менеджеры могут добиться того, что их персонал будет очень доволен работой, но производительность труда при этом окажется невысокой. Гораздо лучших результатов управленческий персонал добьется, сосредоточившись на повышении производительности труда. В этом случае благодаря своим успехам на работе сотрудник почувствует достижение, получит повышение зарплаты, продвижение по службе и другие преимущества, это то, к чему он действительно стремиться. И это, в свою очередь, приведет к появлению чувства удовлетворенности работой и фирмой в целом.